«Что такое мелкая
моторика и почему так важно ее развивать?»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
В.А. Сухомлинский
Одним из аспектов полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
Именно близость проекции кисти руки к моторной зоне, дает основание рассматривать кисти, как орган речи.
Ученные пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности движения пальцев рук. Доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развития речи и подготовки руки к письму.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Заставить пальчики слушаться, укрепить кисти рук, помогут такие интересные занятия, как лепка из теста, глины, пластилина. Перебирание круп, бисероплетение, оригами, игры с песком тоже очень полезные занятия для развития мелкой моторики
Настоящие инструменты и всевозможные конструкторы - завинчивать, закручивать прибивать, приклеивать- занятия эти не только приучают ребенка к труду, но и развивают ловкость рук, что безусловно пригодится ребенку в школе.
Работу по тренировке пальцев можно начинать очень рано – с 6-8 месяцев, массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, и продолжать в дошкольном возрасте, в привлекательной для детей форме «пальчиковых игр».
Среди упражнений, развивающих мелкую моторику, можно выделить следующие:
· Массажные;
· Для координации движений пальцев рук;
· Для взаимодействия между полушариями мозга;
· Без предметов;
· С предметами;
· Для пальцев;
· Для укрепления мышц кистей рук;
· Для координации движений кистей рук;
Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди). Они полезны и как физминутки, помогают отдохнуть на занятиях в д\саду и в школе, а также дома, при выполнении домашних заданий.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму, для запоминания стихов.
Но это еще не вся польза, которую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и ладонях находятся аккупунктурные точки,
проекции всех внутренних органов, массаж пальцев, ладоней, положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга и всего организма, способствует поддержанию хорошего тонуса у детей.
В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, , в частности к письму.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны проводиться в игровой форме, приносить ребенку радость, не допускать скуки и утомления.
Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны
сочетаться между собой, продолжать друг друга.
В дошкольном возрасте ( 4-7 лет), особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:
· Тренировка мышечно-связочного аппарата;
· Развитие координации движений;
Хочу поделиться опытом работы: уже 3-й год я использую занятия со счетными палочками. Упражнения со счетными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, сообразительность; позволяют закрепить
представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить с понятием «симметрия»; овладеть знанием начертания печатных букв, развивает художественный вкус, знание цветов, фантазию, творчество.
Показ изображений образцов сопровождается стихами, потешками, загадками. У детей возникает не только зрительный, но и слуховой
образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. На протяжении учебного года дети с удовольствием «рисуют» из палочек уже целые картины.
Очень много даю заданий по замыслу, где дети проявляют фантазию: «Угадай, что изменилось?», «Кто раньше сложит 3 фигуры», задания на время, на использование определенного количества палочек.
Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв, формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения грамоте.
Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.
Все эти различные системы упражнений способствуют развитию речи, улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, укрепляют здоровье.
А теперь несколько практических упражнений:
1. «Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу».
2.Упражнение с пробками.
4 пробки надеваем как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук.
Затем идут пальцами по столу, как ножками, не отрывая их от стола «шаркая». После каждого двустишия-смена рук.
«Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку,
На веселую прогулку.
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик, будто ножка,
Только шаркает немножко».
3. Японский педагог-психолог Йосиро Цуцуми предлагает проводить такую пальчиковую гимнастику для активизации аккупунктурных точек на ладонях – это два грецких орешка, катая их в ладошках со словами:
«Научился 2 ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».