Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімінің жанындағы Шантобе кентінің "Мерей" №6 балабақшасы " мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад №6 "Мерей" посёлка Шантобе при отделе образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области

Біз әлеуметтік желілердеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

26.02.2018

«Что такое  мелкая 

моторика и почему так важно ее развивать?»     

«Истоки способностей и дарований детей – на  кончиках пальцев».

  В.А. Сухомлинский

         Одним из аспектов полноценного развития ребенка в дошкольном  возрасте является  развитие мелкой  моторики и координации движений  пальцев  рук. В головном  мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Именно близость проекции кисти руки к моторной зоне, дает основание  рассматривать кисти, как орган речи.

         Ученные пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной  точности.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная  память.

         Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности движения пальцев рук. Доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является  мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развития речи и подготовки руки к письму.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных  бытовых и учебных действий.

         Заставить пальчики слушаться, укрепить кисти рук, помогут  такие интересные занятия, как лепка из теста, глины, пластилина. Перебирание круп, бисероплетение, оригами, игры с  песком тоже очень полезные  занятия для развития мелкой моторики

         Настоящие инструменты и всевозможные конструкторы - завинчивать, закручивать прибивать, приклеивать- занятия эти не только приучают ребенка к труду, но и развивают ловкость рук, что безусловно пригодится ребенку в школе.

         Работу по тренировке пальцев можно начинать очень рано – с 6-8 месяцев, массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, и продолжать в дошкольном возрасте, в привлекательной для детей форме «пальчиковых игр».

         Среди упражнений, развивающих мелкую моторику, можно выделить следующие:

·       Массажные;

·       Для координации движений пальцев рук;

·       Для взаимодействия между полушариями мозга;

·       Без предметов;

·       С предметами;

·       Для пальцев;

·       Для укрепления мышц кистей рук;

·       Для координации движений кистей рук;

 

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди). Они полезны и как физминутки, помогают отдохнуть на занятиях в д\саду и  в школе, а также дома, при  выполнении домашних заданий.

Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму, для запоминания стихов.

Но это еще не вся польза, которую приносит пальчиковая  гимнастика. Дело в том, что на пальцах и ладонях находятся аккупунктурные  точки,

проекции всех внутренних органов, массаж пальцев, ладоней, положительно  сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга и всего организма, способствует поддержанию хорошего тонуса у детей.

     В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к  школе, , в частности к письму.

     Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший  эффект от упражнений. Задания должны проводиться в игровой форме, приносить  ребенку радость, не допускать скуки и утомления.

     Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все  ее компоненты должны

сочетаться между собой, продолжать друг друга.

     В дошкольном возрасте ( 4-7 лет), особое значение имеет целенаправленная  работа, проводимая в двух направлениях:

·       Тренировка мышечно-связочного аппарата;

·       Развитие координации движений;

Хочу поделиться опытом работы: уже 3-й год я использую занятия со счетными палочками. Упражнения со счетными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, сообразительность; позволяют закрепить

представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть  конструктивными навыками и познакомить с  понятием «симметрия»; овладеть знанием начертания печатных  букв, развивает художественный вкус, знание цветов, фантазию, творчество.

         Показ изображений образцов сопровождается стихами, потешками, загадками. У детей возникает не только зрительный, но и слуховой

образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. На протяжении учебного года дети с удовольствием «рисуют» из  палочек уже целые картины.

Очень много даю заданий по замыслу, где дети проявляют фантазию: «Угадай, что изменилось?», «Кто раньше сложит 3 фигуры», задания на время, на использование определенного количества палочек.

         Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу  упражнений по выкладыванию  букв, формирует знание зрительных образов букв и умение  соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения грамоте.

         Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

         Все эти различные системы упражнений способствуют  развитию речи, улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, укрепляют здоровье.

                              А теперь несколько практических упражнений:

 

1.  «Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

 

2.Упражнение с пробками.

4 пробки надеваем как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук.

Затем идут пальцами по столу, как ножками, не отрывая их от стола «шаркая». После каждого двустишия-смена рук.

 

«Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку,

На веселую прогулку.

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик, будто ножка,

Только шаркает немножко».

 

3. Японский педагог-психолог Йосиро Цуцуми предлагает проводить такую пальчиковую гимнастику для активизации аккупунктурных точек на ладонях – это два грецких орешка, катая их в ладошках со словами:

  «Научился 2 ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать».

 

Просмотров: 220


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст