Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімінің жанындағы Шантобе кентінің "Мерей" №6 балабақшасы " мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад №6 "Мерей" посёлка Шантобе при отделе образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области

Біз әлеуметтік желілердеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Балалардың мектепке бейімделуінің сәттілігін анықтайтын факторлар

Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе

Выделим факторы, влияющие на успешность адаптации детей к школе, которые мне,
как учителю, необходимо учитывать.
Готовность ребенка к началу систематического обучения. Развитие отдельных
органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно
реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации
затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к
обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети "неготовых" детей
уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-
сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а
значит, еще больше отстают от сверстников.
Основные причины нарушения (срыва) адаптации:
 неадекватность требований педагога, родителей;
 стресс ограничения времени;
 перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
 несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным
возможностям;
 нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
 нарушения психического и физического здоровья;
 психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям
процесса обучения.
Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе
длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма,
более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от
7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По
мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические
новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и
требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются
все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции
деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для
поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на
длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего
обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие
дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей
части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья,
сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые
невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе
всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и
родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий,
учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность
учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Эти проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с
первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у части детей – на самом
сложном этапе – в феврале.
Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности
является в конце полугодия – примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие
 
 

серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые
раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными.
Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно
спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей.
Еще один непростой период в течение первого учебного года – середина третьей
четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в
феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период
учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный
материал, а "остановиться и оглянуться", увидеть те пробелы в знаниях, которые
необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают
преодолеть этот сложный период.
Итак, мы убеждаемся, что весь первый год обучения фактически проходит под
эгидой адаптации, это год сложный и напряженный для каждого ребенка. Для тех же,
у кого есть школьные проблемы, он труден вдвойне.
Важные моменты режима дня:
 Прогулка на воздухе 3 -3,5 часа.
 Для ослабленных детей 1,5 часа сна.
 Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов.
 Перерыв между занятиями каждые 20 -25 минут.
 Телевизор не более 40 -45 минут в день.
 Сон 11,5 часов в сутки.
 Физкультминутки во время приготовления уроков.
 Закаливание.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
1. Неврозоподобные расстройства:
 нарушение сна;
 нарушение аппетита;
 неадекватные реакции;
 жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
 страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание,
обкусывание ногтей и т. п.);
 нарушение темпа речи (запинки).
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых
состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами,
неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном,
психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или
неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации
(т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация
первоклассника к обучению прошла успешно.

Жаңартылған күні: 27.01.2025 18:22
Құрылған күні: 29.01.2025 17:36

Текст