СТЕПНОГОРСК ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БӨЛІМІ ЖАНЫНДАҒЫ «№5 «КОЛОСОК» БАЛАБАҚШАСЫ» МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «КОЛОСОК»» ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СТЕПНОГОРСКА |
Тiл / Язык / Language
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Приложение 1 к постановлению ПравительствРеспублики Казахстан от «13» мая 2016 года № 292
Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяет требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста, содержанию дошкольного воспитания и обучения, максимальному объему учебной нагрузки. В стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения: 1) индикатор – показатель уровня развития ребенка; 2) интеграция – процесс установления связи между структурными компонентами содержания; 3) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех детей с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 4) образовательная среда – целостная характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста; 5) образовательная траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели; 6) организованная учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на практике; 7) организация жизнедеятельности детей в дошкольной организации –рациональное распределение времени и создание благоприятных условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей с учетом их возрастных особенностей; 8) предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста 9) режим дня – рациональное распределение времени и правильная взаимопоследовательность различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующие нормальному развитию ребенка и укреплению его здоровья; 10) типовой учебный план – государственный нормативный документ, составленный на основе стандарта, обеспечивающий образовательный процесс в дошкольной организации. 2. Дошкольные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с: 1) настоящим стандартом; 2) типовыми учебными планами; 3) общеобразовательной учебной программой; 4) другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения. 3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения: 1) определяет содержание дошкольного воспитания и обучения; 2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки, содержанию предметно-пространственной развивающей среды, уровню подготовки воспитанников, организации образовательного процесса дошкольных организаций. 4. Требования стандарта обязательны при разработке: 1) типовых учебных планов; 2) общеобразовательной учебной программы дошкольного воспитания и обучения, которая является основой для разработки образовательных и дополнительных программ, направленных на реализацию интересов и склонностей ребенка; 3) образовательной программы предшкольной подготовки; 4) осуществлении образовательного процесса в дошкольных организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности, типов и видов; 5) учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных организаций; 6) требований государственной аттестации деятельности дошкольных организаций и педагогов; 7) образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии); 8) образовательных программ дополнительного образования по развитию интересов и склонностей детей; 9) программы курсов повышения квалификации педагогических кадров. 5. В разделе «Требования к уровню подготовки воспитанников» указаны ожидаемые результаты по образовательным областям, реализуемым через организованную учебную деятельность и режимные процессы на основе психолого-педагогической диагностики достижений каждого ребенка. 6. В разделе «Требования к содержанию образования» указаны цель дошкольного образования, нормативные сроки освоения общеобразовательной учебной программы, объем содержания, подлежащий обязательному освоению детьми в дошкольных организациях и предшкольных классах общеобразовательных школ, независимо от их типа, вида и форм собственности, а также языка обучения. 7. В разделе «Требования к максимальному объему учебной нагрузки» указаны продолжительность организованной учебной деятельности согласно возрастной периодизации и проведение ее в соответствии с требованиями санитарных правил.
2. Требования к уровню подготовки воспитанников
8. Содержание общеобразовательной учебной программы дошкольного воспитания и обучения направлено на: 1) повышение качества содержания дошкольного воспитания и обучения за счет достижения системы целей, представленной в виде ожидаемых результатов; 2) формирование духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, основанных на национальных традициях, а также общечеловеческих правилах и нормах; 3) обеспечение единства требований к содержанию дошкольного воспитания и обучения, принципов системности, целостности, преемственности и непрерывности между дошкольным и начальным уровнями образования с учетом воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; 4) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; 5) подготовку к постепенному переходу от игровой деятельности к учебной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста; 6) развитие способностей, наклонностей, задатков и дарований в различных видах детской деятельности на основе индивидуального подхода; 7) формирование элементарных двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих знаний, умений и навыков, предусматривающих создание равных стартовых возможностей для обучения детей дошкольного возраста в начальной школе. 9. Уровни овладения навыками по каждой возрастной группе приведены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5 согласно приложению к стандарту. 10. Сформированные навыки ребенка задают модель выпускника дошкольной организации: 1) физически развитый; 2) любознательный; 3) активный; 4) эмоционально отзывчивый; 5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.
3. Требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения
11. Целью дошкольного воспитания и обучения является формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности на данном возрастном этапе. 12. Дошкольное воспитание и обучение направлено на: 1) привитие общечеловеческих ценностей, являющихся основой для формирования личностных качеств ребенка, необходимых в течение всей жизни; 2) реализацию содержания образования, базирующегося на народных традициях, обычаях и нравах, литературе и искусстве, фольклоре и культурном наследии страны;
3) создание условий для инклюзивного образования детей с особыми потребностями; 4) обеспечение психолого-педагогической консультационной поддержки родителей, повышение их компетентностей в вопросах развития детей, охваченных и не охваченных дошкольным воспитанием и обучением. 13. Содержание дошкольного воспитания и обучения основано на пяти образовательных областях: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», которое реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности. 14. Образовательная область «Здоровье». Цель: развитие сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств. Образовательная область «Здоровье» включает развитие физических качеств; совершенствование основных видов движений; формирование двигательных навыков; организацию и проведение различных подвижных игр; выполнение спортивных упражнений (катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание); знакомство с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, бадминтон и др.). Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений; совершенствование у воспитанников потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»: 1) физическая культура; 2) основы безопасного поведения. 15. Образовательная область «Коммуникация». Цель: развитие у ребенка коммуникативных навыков, необходимых для воспитания полиязычной личности, способной общаться с окружающими людьми. Образовательная область «Коммуникация» включает развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности; воспитание звуковой культуры речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского, английского и других языков. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; внимания, интереса к слову, детской литературе. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»: 1) развитие речи; 2) художественная литература; 3) основы грамоты; 4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков; 5) драма. 16. Образовательная область «Познание». Цель: развитие личности дошкольника, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром. Образовательная область «Познание» включает формирование элементарных математических представлений: совершенствование представлений о множестве, навыки количественного счета, формирование представлений о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного и бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других народов, традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Познание»: 1) формирование элементарных математических представлений, сенсорика в группах ясельного возраста (от 1 года до 3 лет); 2) конструирование; 3) естествознание. 17. Образовательная область «Творчество». Цель: Развитие чувственно-эмоциональной сферы и воображения у ребенка, как основы культуры творческого мышления. Образовательная область «Творчество» включает рисование; лепку, аппликацию, развитие восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, произведений отечественных композиторов, национальных музыкальных инструментов, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Творчество»: 1) рисование; 2) лепка; 3) аппликация; 4) музыка. 18. Образовательная область «Социум». Цель: воспитание любви к Родине, уважения к старшим, позитивного поведения и доброжелательного отношения к окружающим. Образовательная область «Социум» включает в себя усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками; умение быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, целенаправленности и регулирования своих действий; развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества; воспитание основам безопасного поведения в быту, обществе и природе. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Социум»: 1) самопознание; 2) ознакомление с окружающим миром; 3) основы экологии. 19. Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка: 1) 1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и знания; 2) 2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний; 3) 3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания. Индикаторы, как показатели, обеспечивают мониторинг развития ребенка и являются основой планирования его индивидуального развития. 20. Срок освоения общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения – 5 (6) лет. Возрастная периодизация и возрастные группы следующие: 1) ясельный возраст – от 1 года до 3 лет: ранний возраст – от 1 года до 2 лет (группа раннего возраста); младший возраст – от 2 до 3 лет (первая младшая группа); 2) дошкольный возраст – от 3 до 6 (7) лет: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа); средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа); старший дошкольный возраст – от 5 до 6 (7) лет (от 5 до 6 лет - старшая группа в дошкольной организации, от 6 до 7 лет - класс предшкольной подготовки в общеобразовательной школе, лицее, гимназии).
4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки
21. Максимальный допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, продолжительности организованной учебной деятельности вводится с целью защиты здоровья и психики ребенка. 22. Учебные нагрузки всех возрастных уровней дошкольного образования установлены в типовом учебном плане. Продолжительность организованной учебной деятельности составляет: для детей раннего возраста – 7-15 минут; для детей среднего дошкольного возраста – 15-20 минут; для детей старшего дошкольного возраста – 25-30 минут. 23. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников дошкольных организаций и предшкольных классов организаций образования на основании Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» составляет 24 часа (20 часов предусмотрены на основную учебную нагрузку, направленную на реализацию содержания пяти образовательных областей государственного общеобязательного стандарта образования, и 4 часа – на другие виды деятельности (игровая, самостоятельная, творческая, индивидуальная работа и т.д.), реализуемые согласно режиму дня дошкольной организации).
_________________
Приложение к государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения
Таблица 1
Здоровьесберегающие навыки
Таблица 2
Коммуникативно-языковые навыки
Таблица 3
Познавательные навыки
Таблица 4
Творческие навыки
Таблица 5
Социальные навыки
_______________________
|