Основные концептуальные подходы к реализации программы «Туған жер»
Концепция
Концепция закладывает основные подходы для реализации программы «Туған жер», направленной на формирование
общенационального патриотизма, любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону.
Программа «Туған жер» является составным элементом программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».
Основные направления Концепции:
Первое. Краеведческая работа в сферах:
1.1. образования;
1.2. экологии и благоустройства;
1.3. изучения региональной истории восстановления культурно-исторических памятников и объектов местного масштаба.
Второе. Поддержка малой родины:
2.1. создание единого интернет-портала;
2.2. разработка карты региональных проектов;
2.3. карта нуждающихся лиц;
2.4. корпус волонтеров;
2.5. стимулирование лиц, оказывающих помощь;
2.6. организация ежегодных мероприятий на уровне района/области по слету уроженцев региона.
Третье. Информационное сопровождение:
3.1. Проекты донесения информации;
3.2. Способы донесения информации.
Данная работа направлена на:
- формирование патриотического духа у населения;
- воспитание у молодого поколения любви к родному краю, бережному отношению к природе, уважительном отношений к истории и культурно-историческим памятникам;
- создание необходимых условий для духовной самореализации и проявления инициативы со стороны населения;
- мотивацию населения к добровольному участию в благотворительности, меценатстве, заботе окружающего мира.
Программа «Туған жер» будет реализована следующими мероприятиями:
Основные мероприятия, предлагаемые для реализации в рамках первого направления программы «Туған жер»:
1.1. Образование
- изучение, составление материалов и книг об истории края и их издания в необходимом количестве (ответств. Управления внутренней политики,
образования, культуры, краеведческие музеи, НПО);
- введение в общеобразовательных школах, ВУЗах факультативного (обязательного) предмета «История родного края» или «Краеведение» (ответств. МОН,
Управления образования, культуры, внутренней политики, краеведческие музеи);
- реализация массового общественного движения «Читающая нация» (пропаганда чтения, переоснащение, пополнение действующих и открытие новых библиотек)
- организация специальных мест по обмену книгами – буккроссинг;
- организация выездов учеников, студентов по местам, имеющим культурно-историческую ценность, местам воинской и трудовой славы (ответств.
Управления образования, культуры, спорта, Департаменты обороны, НПО, военно-патриотические организации);
- проведение конкурсов среди учеников района (области) на знание истории края, исторических личностей, знаменательных событий, местности и т.д. (ответств. Управление образования);
- проведение слета юных (молодых) историков (ответств. Управления образования, молодежной политики);
- стимулирование учеников на изучение истории края, к примеру, организация бесплатных поездок победителей олимпиад в Астану и посещение
республиканских научных, культурно-массовых мероприятий (ответств. Управление образования, НПО);
- формирование в региональных библиотеках стендов (уголков), посвященных истории края, биографии выдающихся личностей региона и т.д. (ответств. Управление культуры, НПО, советы аксакалов);
- проведение творческих встреч с участием поэтов, писателей и деятелей искусства (ответств. Управление культуры, НПО, интеллигенция);
- организация в средних школах стендов об истории школы, выдающихся выпускниках (ветеранов ВОВ, воинов интернационалистов, ветеранов
труда, деятелей науки, культуры, госуправления) и проведение уроков по данной тематике (ответств. Управление образования, НПО, советы аксакалов);
- проведение (региональной, республиканской) научно-практической конференции «Туған жер-2017» (ответств. Управления образования, культуры, НПО);
- организация проекта для учащихся, проживающих в городах «Бір апта ауылда – Одна неделя в селе»;
- проведение республиканских турниров по играм «Асық», «Тоғыз құмалақ»;
- организация онлайн-конкурса на написание лучшего эссе о воспоминаниях родного края для лиц, выехавших на постоянное место жительство в другие страны;
- организация и запись выступлений известных личностей (успешных бизнесменов, видных государственных деятелей, спортсменов, деятелей науки и культуры) о воспоминаниях родного края;
- организация встреч детей на селе с успешными людьми, выходцами из этого региона;
- создание военно-патриотических клубов с изучением военной истории страны и исторических личностей страны, формирование личности «Защитника Отечества»;
- организация массового вовлечения школьников к скаутскому движению в Казахстане.
Необходимо активно вовлекать средства массовой информации к информационному сопровождению программы «Туған жер», в том числе с массовым освещением проектов программы.
Масштабные и наиболее интересные проекты целесообразно освещать в республиканских СМИ.
Местным СМИ предлагается освещать проекты регионального уровня.
Вышеуказанные концептуальные подходы определяют основные методы и механизмы для реализации проекта «Туған жер». Вместе с тем, местные исполнительные органы с учетом специфики региона и заинтересованности местного населения имеют право определять дополнительные меры и механизмы для успешной реализации программы.