«Хлеб – всему голова!» Музыкальное занятие для средней группы
Цель:
Сформировать у детей первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
· дать детям первоначальные представления о пути хлеба на стол: о некоторых профессиях людей, которые принимают участие;
· Развивать музыкальные способности детей. Учить петь дружно, чисто интонировать. Работать над дикцией, дыханием. Развивать музыкально - ритмический слух.
· воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Под весёлую русскую народную музыку дети заходят в зал, останавливаются в кругу.
Что для жизни нужно? - Солнце!
Что для дружбы нужно? - Сердце!
Что для сердца нужно? - Счастье!
Что для счастья нужно? - Мир!
Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
Встанем в круг, за руки все возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся!
- Ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Приходите к нам на чай»
Из пшеничной из муки испекли мы (Ритмично «лепить» куличики.)
Пироги, плюшки, пряники, печенье, (Загибать по одному пальцу, перечисляя)
Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки.
И достали из печи
Мы румяный каравай, Соединить руки в кольцо.
Приходите к нам на чай! Наклон вперёд и вниз с движением руки от груди.
- Что испекли мы из муки?
(Ответы детей)
А что еще пекут из муки? (хлеб)
Правильно – хлеб! Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Удивителен запах хлеба,
Этот запах с детства знаком.
Пахнет хлеб степью и небом
И травой, и парным молоком.
Много сил приложили люди для того, чтобы хлеб появился на нашем столе.
И о том, как он появился, сегодня мы с вами расскажем нашим гостям. Давайте повернёмся друг за другом
Мы весной на поле нашем (двигаются топающим шагом, вращая перед собою руками)
Тракторами дружно пашем
Зерном поле засевай (машут впереди руками)
Чтобы вырос каравай (останавливаются, показывают)
Вот такой вышины (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (разводят руки в стороны, выравнивая круг).
– В начале лета взошла, заколосилась пшеница.
И как раз кстати появилась тучка (картинка на экране)
Музыкальный руководитель: Дождик, видишь всходы эти?
Их почаще поливай
Чтобы вырос каравай
Вот такой вышины
Вот такой ширины.
- Ребята, на стульчики идите и нашу тучку повеселите. А чтобы тучку развеселить, нужно наши голосочки разбудить.
Давайте скажем:
Кап – кап – кап – тучка
Кап – кап – кап – плакучка,
День и ночь плачет.
Дождик вниз скачет
А теперь давайте споём
(распевка тучка).
Хорошо мы разбудили голосочки.
Музыкальный руководитель показывает детям треугольник.
- Посмотрите, как называется этот инструмент? (исследовательская деятельность.
Правильно, треугольник. У него есть тоже голос, он живёт внутри трубочек и, чтобы его оттуда достать, нужно легко ударить по нему металлической палочкой (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки)
Что можно изобразить с помощью трубочки? (капель, моросящий осенний дождь, сильный летний ливень и т. д.)
- Весело стучат капельки дождя, и они превратились в музыку, которая называется «Дождик». (Слушание, определение характера музыки)
– Дождик щедро напоил всходы, а теперь отправимся в гости к солнышку: (давайте встанем)Физминутка.
- Солнце, шли свой луч волшебный – ручки в стороны
На растущий стебель хлебный – снизу, соединяя пальчики
Наше поле согревай – ладошками машут
Чтобы вырос каравай – руками показывают круг
Вот такой вышины, - руки вверх
Вот такой ширины. - руки в стороны.
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они.
Ветер налетает,
Колоски качает.
Вправо пригнулись.
Влево качнулись.
А как дождичек идет -
пальчиками показывают
Рожь водицу пьет и пьет. – показ
двумя руками вместе.
Вот какая нива!
До чего ж красива!
А сейчас давайте для солнышка споём
осеннюю песенку
Песенка «Осень в золотой косынке»
- А теперь давайте возьмём по
два колоска и потанцуем красивый танец.
Танец с колосками (под фонограмму)
Упражнение на дыхание:
– Прилетел на поле ветерок и заиграл колосками.
Повторяем за мной предложения на выдохе. Вдох делаем через нос.
- Ветер качает колосья.
- Ветер качает золотые колосья.
- Ветер тихо качает золотые колосья.
- Легкий ветер тихо качает золотые колосья.
- Легкий ветер тихо качает золотые колосья пшеницы.
- Пришло время убирать урожай.
Рожь и пшеница поспела, кто же будет в полях собирать урожай?
- (дети) Комбайнеры на комбайнах.
Дети: Много дела с урожаем
Жнем, молотим, провеваем (2 раза с показом движений).
И летит из края в край
Весть что будет каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Дети: Мы зерно в амбары сложим
И работу подытожим,
Знаем, будет каравай.
Вот такой вышины,
(дети под слова встают)
Вот такой ширины.
Ребята, кто повезёт с поля зерно?
А повезут мешки с зерном на мельницу
большие грузовики.
А куда повезут с поля зерно? (на элеватор, на мельницу)
Молодцы, сколько вы всего знаете!
Ну а мы с вами отправимся в гости к печке, но отправимся по- особенному.
Когда я подниму колосок – тяните руки высоко вверх и на носочках спокойно шагаем по кругу.
А когда я подниму капельку – боковым галопом передвигаемся по кругу.
Вот мы и пришли к нашей печке.
Мы спросили нашу печь,
Что сегодня нам испечь
Печку мы спросили, тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали, раскатали, не устали.
Начинили творогом и назвали пирогом.
В хоровод скорей вставай,
Будем славить каравай.
Но танцуя и ликуя, помни истину такую.
Никогда не забывай, береги наш каравай.
Он трудом добыт, чтобы ты был сыт.
(Подходят к печке и вынимают оттуда каравай)
Каравай, каравай, песню дружно запевай.
Песня о хлебе.